МОО «Общество защиты прав и законных интересов собственников и владельцев объектов недвижимости “Дозор”»
Обращение к Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Генерал-лейтенанту Куренкову Александру Вячеславовичу.
30.06.2023

Обращение к Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Генерал-лейтенанту Куренкову Александру Вячеславовичу.

22.06.2023г.
06/23-6-07
На №
от

Уважаемый Александр Вячеславович!

Межрегиональная общественная организация по защите прав и законных интересов собственников и владельцев объектов недвижимости «Дозор» (далее – МОО «Дозор») – это общественная организация, объединяющая значительный круг лиц – жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, владеющих на праве собственности жилыми и нежилыми помещений, основной целью и задачей которой является содействие в защите их законных прав и интересов, а также принятие мер по обеспечению их безопасности и созданию комфортной среды проживания.

В МОО «Дозор» обратился Сытый Ф.В., который столкнулся с многочисленными фактами несоблюдения норм действующего законодательства, приведшими к нарушению его права на безопасное использование принадлежащего ему имущества, к созданию угрозы жизни и здоровья, а также к угрозе сохранности имущества.

Указанные ниже факты и обстоятельства, имеющие явные признаки коррупционной составляющей, а также отсутствие надлежащей реакции на обращения Сытого Ф.В. со стороны контролирующего органа, вынуждают нас обратиться за помощью и содействием непосредственно к Вам.

Следует пояснить, что Сытый Ф.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:07:0701003:89, расположенного по адресу: Ленинградская область, Бугровское сельское поселение, д. Мендсары, ул. Цветочная, участок № 2, площадью 2 704 м.кв., категория земель – земля населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

В 2007 году на указанном земельном участке был построен жилой дом площадью 276,2 м.кв., кадастровый номер 47:07:0000000:62914, а также хозяйственная постройка. В этом доме постоянно проживают Сытый Ф.В., 1928 года рождения, и его супруга, 1932года рождения.

Собственником смежного земельного участка, кадастровый номер 47:07:0701003:400, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, дер. Мендсары, ул. Лесная, площадью 1 416 +/-3 м.кв., с 22.04.2022 года стал Караваев Александр Геннадьевич. С июня 2018 года до указанной даты собственником этого земельного участка, ранее имевшего кадастровый номер 47:07:0701003:81, была супруга Караеваева А.Г. – Нестерова Екатерина Петровна.

На данном земельном участке летом 2020 года возведена и существует хозяйственная постройка, в результате строительства которой нарушены установленные действующим законодательством противопожарные расстояния между строениями, расположенными на смежных земельных участках, что приводит к нарушению прав Сытого Ф.В., как собственника смежного земельного участка и расположенного на нем жилого дома, на безопасное использование принадлежащего ему имущества, создает угрозу его жизни и здоровью и членов его семьи, а также угрозу причинения вреда его имуществу.

Факт нарушения установленных законом противопожарных расстояний между строениями объективно подтверждается Экспертным заключением № 12, выполненным экспертами ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по городу Санкт-Петербургу.

На основании проведенного исследования эксперты пришли к выводу о том, что противопожарное расстояние от принадлежащего Сытому Ф.В. жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 на земельном участке 47:07:0701003:89 до хозяйственной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0701003:400, не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, а именно пп. 4.3, 4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным решениям». В рамках исследования экспертами установлено, что наименьшее расстояние в свету между наружными стенами жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 на земельном участке 47:07:0701003:89 и хозяйственной постройкой на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0701003:400 фактически составляет 6,85м., что является нарушением требований СП 4.13130.2013, согласно которым такое расстояние должно составлять не менее 15 метров.

Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, 22 марта 2021 года Сытый Ф.В. обратился в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Всеволожского района ГУ МЧС России по Ленинградской области с заявлением об административном правонарушении, в котором просил провести внеплановую проверку фактов нарушения Нестеровой Е.П. противопожарных требований при застройке принадлежащего ей земельного участка, по результатам которой привлечь Нестерову Е.П. к административной ответственности и выдать ей предписание об устранении выявленных нарушений противопожарных требований, обеспечивающих соблюдение минимального противопожарного расстояния между постройками не менее 15 метров.

23 апреля 2021 года в адрес Сытого Ф.В. Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Всеволожского района был направлен ответ № ИГ-180-2-8-28, данный за подписью Начальника отдела Шестака В.Н., из которого следует, что

– 23 марта 2021 года было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Нестеровой Е.П. по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Мендсары, ул. Лесная, уч. 8А, территория с КН 47:07:0701003:81.

– 05.04.2021г., 14.04.2021г., 20.04.2021г. сотрудниками ОНДиПР Всеволожского района была проведена внеплановая выездная проверка с фотофиксацией по указанному адресу;

– по результатам проведения внеплановой выездной проверки Нестерова Е.П. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ей выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 202 от 20 апреля 2021 года следует, что в ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: противопожарное расстояние от жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 на земельном участке 47:07:0701003:89 до хозяйственной постройки на земельном участке 47:07:0701003:81 (сотрудниками ОНДиПР Всеволожского района было установлено, что фактическое расстояние между хозяйственной постройкой и жилым домом составляет 6,8м.) не соответствует требованиям п. 4.3, 4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ст.ст. 4, 6, 59 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Также 20 апреля 2021 года Нестеровой Е.П. было выдано Предписание № 202/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части несоответствия минимальных противопожарных расстояний между хозяйственной постройкой и частным жилым домом, расположенных на смежных земельных участках по адресам: ЛО, Всеволожский район, д. Мендсары, ул. Лесная, уч. 8А, терртория с КН 47:07:0701003:81; ул. Цветочная, уч. № 2, территория с КН 47:07:0701003:89, в срок до 01 октября 2021 года.

Учитывая, что какие-либо меры, направленные на устранение нарушений Нестеровой Е.П., предприняты не были, хозяйственная постройка Нестеровой Е.П. все также расположена на расстоянии 6,85 метров от жилого дома Сытого Ф.В., последний 29 октября 2022 года обратился с заявлением в ГУ МЧС России по Ленинградской области, в котором просил предоставить возможность ознакомиться с материалами внеплановой выездной проверки, проведенной в апреле 2021 года, и сообщить:

– какие действия должна была совершить Нестерова Е.П. в целях устранения выявленных нарушений, и в течение какого срока эти действия должны быть совершены;

– были ли совершены Нестеровой Е.П. какие-либо действия, направленные на устранение выявленных нарушений противопожарных норм. Если действия были совершены, то прошу указать, какие именно и дату их совершения.

В результате рассмотрения указанного заявления Сытому Ф.В. была предоставлена возможность ознакомиться с материалами внеплановой выездной проверкой, проведенной в апреле 2021 года, из которых ему стало известно, что Нестеровой Е.П. в ОНДиПР Всеволожского района ГУ МЧС России по Ленинградской области было представлено заключение эксперта, в связи с чем сотрудниками ГУ МЧС было принято решение о фактическом исполнении Нестеровой Е.П. требований предписания № 202/1/1 от 20 апреля 2021 года в отсутствие их реального исполнения и об окончании контрольных мероприятий.

Из Заключения эксперта № 12/05-21, выполненного Центром экспертизы и независимой оценки Санкт-Петербурга по заявлению Нестеровой Е.П., следует, что противопожарные зазоры между строениями IV степени огнестойкости, расположенными на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:0701003:89 (строение жилого дома) и 47:070701003:81 (хозяйственная постройка), меньше необходимого (12м), что не соответствует требованиям ФЗ-123 и СП 4.13130.2013. Необходим комплекс мероприятий для снижения пожароопасности строений повышением степени их огнестойкости. Повышение огнестойкости достигается наружной облицовкой строений, заменой покрытия кровли и подшивки скосов негорючими строительными (НГ либо Г1) облицовочными и кровельными материалами, заменой легкогорючих и быстровоспламеняющихся уплотнительных материалов на негорючие (НГ либо Г1) материалы, либо материалы не поддерживающие горение – трудно сгораемые. Также в качестве действенного решения экспертом предлагается возведение противопожарной стены в соответствии с пунктом 4.11 по границе земельных участков между хозяйственной постройкой на земельном участке 47:070701003:81 и строениями дома и котельной на земельном участке с кадастровым номером 47:070701003:89. Противопожарная стена может быть выполнена из материалов соответствующего класса огнестойкости.

Положения ст. 34 Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «Пожарной безопасности», п. 36 ст. 2, ст. 5, ст. 69 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденном Приказом МЧС России от 24.04.2013г.№ 288, свидетельствуют о наличии у граждан и юридических лиц обязанности при проектировании и строительстве зданий и сооружений соблюдать требования о противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями, которые должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

При этом, пожарная безопасность объекта защиты в силу положений ст. 6 Закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ или в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности, к числу которых статья 4 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» относит своды правил.

В случае, если в результате проведения проверки органом государственного пожарного надзора будут выявлены нарушения требований пожарной безопасности, то в силу пп. «е» п. 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012г. 290 в редакции, действовавшей на момент вынесения представления(далее – Положение о государственном пожарном надзоре), и ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Следовательно, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление пожарного надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.

При этом лицо, допустившее нарушение требований пожарной безопасности, в силу вышеприведенных требований закона самостоятельно определяет, каким именно образом будет обеспечиваться нераспространение пожара на соседние здания: соблюдением противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями либо реализацией комплекса каких-либо иных организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Но в любом случае фактическим исполнением требований предписания будет физическая невозможность распространения огня на соседние здания, сооружения, а не разработка мероприятий в отсутствие их реализации.

Пунктом п. 90 «Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственно функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России № 644 от 3011.2016г., действовавшего в период проведения проверки в отношении Нестеровой Н.П., установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязано, в частности, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством РФ.

Принимая во внимание, что Нестеровой Е.П. в качестве исполнения требований предписания № 202/1/1 от 20 апреля 2021 года было представлено Заключение эксперта № 12/05-21, то сотрудники ОНДиПР Всеволожского района в силу приведенных требований закона в целях прекращения контрольно-надзорных мероприятий в отношении Нестеровой Е.П. были обязаны провести проверку фактического выполнения выводов эксперта, а также убедиться, что реализация предусмотренных экспертом компенсирующих мероприятий обеспечит нераспространение огня в случае пожара от хозяйственной постройки Нестеровой Е.П. к жилому дому Сытого Ф.В.

Однако, несмотря на то, что само по себе Заключение эксперта № 12/05-21 не свидетельствует об исполнении предписания № 202/1/1 от 20.04.2021г., поскольку предусматривает реализацию компенсирующих мероприятий в будущем, сотрудники ОНДиПР Всеволожского района без проведения проверки представленной Нестеровой Е.П. информации, в отсутствие доказательств возведения подпорной стены между хозяйственной постройкой Нестеровой и жилым домом Сытого Ф.В. и реализации иных решений, предусмотренных Заключением эксперта, посчитали возможным прекратить проверочные мероприятия и признать предписание № 202/1/1 от 20.04.2021г. исполненным.

Также следует обратить внимание, что все государственные пожарные инспекторы, обладая соответствующим профильным образованием и необходимым опытом работы, в рамках контроля за устранением выявленных нарушенийобязаны проверять представленные документы в обоснование исполнения требований предписания, включая выводы экспертов, специалистов на предмет их соответствия нормам действующего законодательства и достаточности для предотвращения возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а не бездумно принимать на веру их правильность.

Применительно к фактическим обстоятельствам эта обязанность сотрудниками ОНДиПР Всеволожского района также не была исполнена, поскольку последние, получив от Нестеровой Н.П. Заключение эксперта № № 12/05-21, не вникая в содержание выводов эксперта, невзирая на необходимость обеспечения безопасности Сытого В.Ф. и его супруги, постоянно проживающих в доме по адресу: Ленинградская область, Бугровское сельское поселение, д. Мендсары, ул. Цветочная, участок № 2, которые в силу возраста (94 года и 90 лет соответственно) находятся в наиболее уязвленном положении в случае возникновения пожара, посчитали возможным прекратить проверочные мероприятия, не осуществляя анализ содержания представленного Нестеровой Н.П. заключения.

Однако Сытый Ф.В., опасаясь за свою жизни и жизнь своей супруги, был вынужден исполнить обязанность сотрудников ОНДиПР Всеволожского района по контролю за устранением выявленных нарушений посредством обращения в Военный институт (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения им. Генерала армии А.В. Хрулева за проведением оценки выводов эксперта, выполнившего Заключение № 12/05-21, на предмет их соответствия действующему законодательству и достаточности предлагаемых экспертом компенсирующих мероприятий для предотвращения распространения огня в случае пожара.

В Заключении специалиста от 21.11.2022г. Кондратьев С.А. – профессор кафедры пожарной безопасности Военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения им. Генерала армии А.В. Хрулева указал, что «нельзя повысить степень огнестойкости здания заменой облицовки с горючей на негорючую. Повысить степень огнестойкости можно, повысив пределы огнестойкости наружных и внутренних стен, перекрытий, бесчердачных покрытий. При этом класс конструктивной пожарной опасности строения должен быть С0. В соответствии с таблицей 1, если степень огнестойкости сооружения IV, V, при классе конструктивной пожарной опасности С2, С3, минимальное расстояние между ними должно быть не менее 15 метров. Основные принципы устранения угрозы распространения пожара между строениями, расположенными на соседних участках, заложены в требованиях ст. 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и положениях СП 4.13130.2013. Рецензент считает, что основное условие – это соблюдение требований по размеру противопожарного расстояния. То есть перенос некапитального строения.».

Таким образом, на основании приведенных норм права и выводов экспертов и специалистов, изложенных в Экспертном заключении № 12, выполненного экспертами ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по городу Санкт-Петербургу, в Заключении специалиста от 21.11.2022г., исполнение предписания, выданного в адрес Нестеровой Е.П., возможно только путем доведения противопожарного расстояния между жилым домом Сытого Ф.В. и хозяйственной постройкой Нестеровой Е.П. до 15 метров посредством переноса (сноса) хозяйственной постройки.

При таком положении, сотрудники ОНДиПР Всеволожского района в рамках осуществления контроля за устранением выявленных нарушений, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан были обязаны совершить действия, направленные на понуждение Нестеровой Е.П. исполнить требований предписания в соответствии с нормами действующего законодательства.

Между тем, несмотря на то, что невыполнение требований пожарной безопасности на объекте защиты, указанных в предписании, само по себе свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений, поскольку создает угрозу возникновения пожара, который причиняет материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, сотрудники ОНДиПР Всеволожского района контрольно-надзорные мероприятия в отношении Нестеровой Е.П. прекратили, так и не устранив угрозу распространения огня в случае пожара.

С учетом вышеизложенного, прекращение контрольно-надзорных мероприятий в отношении Нестеровой Е.П. сотрудниками ОНДиПР Всеволожского района осуществлено незаконно и необоснованно, по формальным, надуманным основаниям, в отрыве от норм закона, регламентирующих спорные правоотношения, выводов эксперта. Указанное, по нашему мнению, с достоверностью свидетельствует о наличии коррупционной составляющей в действиях сотрудников ОНДиПР Всеволожского района, которые фактически освободили Нестерову Е.П. от обязанности устранить допущенные нарушения требований пожарной безопасности.

Поскольку угроза распространения огня от хозяйственной постройки на жилой дом в случае пожара так и не была ликвидирована (хозяйственная постройка все также расположена на расстоянии 6,85 метров от принадлежащего Сытому Ф.В. жилого дома), а также учитывая переход права собственности на земельный участок, на котором расположена хозяйственная постройка от Нестеровой Е.П. к ее супругу Караваеву А.Г., то Сытый Ф.В. по причине сохранения угрозы причинения вреда жизни и здоровью, а также причинения имущественного ущерба в случае возникновения пожара вновь обратился в ГУ МЧС России по Ленинградской области с заявлением об административном правонарушении исх. № 3/12-22 от 06 декабря 2022 года, в котором просил:

– провести внеплановую проверку фактов нарушения Караваевым А.Г. противопожарных требований фактом нахождения на его земельном участке, кадастровый номер 47:07:0701003:400, хозяйственной постройки на расстоянии 6,85 м. от наружных стен жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 на земельном участке 47:07:0701003:89;

– по результатам проверки привлечь Караваева А.Г. к административной ответственности как владельца объекта защиты, а также выдать ему предписание об устранении выявленных нарушений противопожарных требований, обеспечивающих соблюдение минимального противопожарного расстояния между постройками не менее 15 метров, а именно – перенос хозяйственной постройки на указанное расстояние.

26 декабря 2022 года в адрес Сытого Ф.В. был направлен ответ № ИГ-180-2096, данный за подписью Заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова, в котором последний указывает, что «в обращении не содержится информация о нарушениях требований пожарной безопасности, в связи с чем у должностных лиц органов государственного пожарного надзора отсутствуют основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия».

Обосновывая отсутствие нарушений требований пожарной безопасности, С.Г. Платонов исходит из того, что абз. 8 п. 4.13 СП 4.13130.2013 установлено допущение по размещению на смежных участках без противопожарных разрывов домов, хозяйственных построек, суммарная площадь застройки которых, включая незастроенную площадь между ними, не превышает значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания по СП 2.13130, исходя из наихудших значений степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности дома или постройки.

Также Платонов С.Г. указывает, что по результатам анализа имеющейся в Главном управлении информации для жилого дома, расположенного по адресу: ЛО, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, д. Мендсары, ул. Цветочная, участок № 2, кадастровый номер земельного участка 47:07:0701003:89 и хозяйственной застройки на соседнем участке по адресу: ЛО, Всеволожский муниципальный район, Бугровское сельское поселение, д. Мендсары, ул. Лесная, кадастровый номер земельного участка: 47:07:0701003:400 суммарная площадь застройки, включая незастроенную площадь между ними, не превышает значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания (500 кв.м.) по СП 2.13130, исходя из V степени огнестойкости, что не противоречит абзацу 8 п. 4.13 СП 4.13130.2013.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

Согласно п. 36 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Требования к противопожарным расстояниям для рассматриваемого объекта защиты приводятся в СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а именно в п. 4.13 СП 4.13130.2013 установлено, что противопожарные расстояния от хозяйственных построек на одном земельном участке до домов на соседних земельных участках, а также между домами соседних участков следует принимать в соответствии с Таблицей 1 и с учетом требований подраздела 5.3 при организованной малоэтажной застройке.

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский орден «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), утвержден и введен в действие приказом МЧС РФ № 288 от 24.04.2013г.

Таким образом, Заместитель начальника Главного управления – начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонов все доводы, приведенные Сытым Ф.В. в заявлении исх. № 3/12-22 от 06 декабря 2022 года не принял во внимание, обоснование правомерности отказа в проведении проверки Караваевым В.Г. требований пожарной безопасности и отсутствия каких-либо нарушений было обосновано им исключительно иным толкованием абз. 8 п. 4.13 и п. 4.13 СП 4.13130.2013. При этом, Платонова С.Г. не смутило, что ранее как сотрудники ОНДиПР Всеволожского района, проводившие проверочные мероприятия в 2021 году, так и многочисленные эксперты и специалисты, готовившие заключения как по запросу Сытого Ф.В., так и по запросу Нестеровой Е.П., усматривали нарушения норм пожарной безопасности фактом расположения на земельном участке с кадастровым номером, 47:07:0701003:400, хозяйственной постройки на расстоянии ближе, чем 15 м. до жилого дома Сытого Ф.В.

Более того, руководитель отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ленинградской области Гуре С.В. в рамках телефонного разговора с представителем Сытого Ф.В. подтвердил свое толкование п. 4.13 СП 4.13130.2013 и сказал, что изменить это возможно только после получения официальных разъяснений ФГБУ ВНИИПО МЧС России, являющегося разработчиком СП 4.13130.2013.

В целях исполнения требования о предоставлении разъяснений положений абз. 8 п. 4.13 СП в ФГБУ ВНИИПО МЧС России был направлен запрос от 16.02.2023г.: «является ли абз. 8 п. 4.13 отдельной нормой или его следует рассматривать только в контексте условий, перечисленных в п. 4.13 СП 4.13130.2013. То есть, можно ли всегда, при условии не превышения суммарной площади застройки домов и хозяйственных построек на соседних участках значения допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека жилого здания по СП 2.13130, не соблюдать требований по противопожарным расстояниям, установленным СП 4.13130.2013?».

На указанный запрос был получен ответ ФГБУ ВНИИПО МЧС России № ИГ-И7-532-13-4 от 15.03.2023г., данный за подписью Начальника института Д.М. Гордиенко, в котором последний указал, что «Предусмотренные абз. 8 п. 4.13 СП 4.13130.2013 ограничения суммарной площади застройки применяется только в отношении домов и хозяйственных построек, отсутствие противопожарных разрывов между которым допускается требованиями п. 4.13 СП 4.13130.2013. В остальных случаях несоблюдение противопожарных расстояний является отступлением от нормативных требований пожарной безопасности».

Учитывая, что противопожарные расстояния от хозяйственных построек на одном земельном участке до домов на соседних земельных участках, а также между домами соседних участков установлены Таблицей 1 п. 4.13 СП 4.13130.2013, то соблюдение положений абз. 8 п. 41.3 СП 4.13130.2013 не свидетельствует об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности, выразившихся в несоблюдении установленных действующим законодательством противопожарных расстояний между строениями, расположенными на смежных земельных участках.

Как указывалось выше, противопожарное расстояние от принадлежащего Сытому Ф.В. жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 на земельном участке 47:07:0701003:89 до хозяйственной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0701003:400, не соответствует требованиям пп. 4.3, 4.13 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным решениям» (наименьшее расстояние в свету между указанными постройками фактически составляет 6,85м. вместо предусмотренных 15м.).

Таким образом, вывод Заместителя начальника Главного управления – начальника управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности является незаконным, противоречащим действующим нормам пожарной безопасности.

Ссылаясь на полученные разъяснения ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Сытый Ф.В. обратился к Начальнику ГУ МЧС России по Ленинградской области с жалобой исх. № 16/03С-23 от 16 марта 2023 года в которой просил признать ответ Заместителя начальника Главного управления – начальника управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова № ИГ-180-2096 от 26.12.2022 года незаконным, провести внеплановую проверку фактов нарушения Караваевым А.Г. противопожарных требований нахождением на его земельном участке хозяйственной постройки на расстоянии 6,85 м. от наружных стен жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 , по результатам которой привлечь его административной ответственности и выдать ему предписание об устранении выявленных нарушений, а именно – перенос хозяйственной постройки на расстояние 15м.

А далее, и Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшуков, не принимая во внимание предоставленный ему официальный ответ ФГБУ ВНИИПО МЧС России № ИГ-И7-532-13-4 от 15.03.2023г., данный за подписью Начальника института Д.М. Гордиенко, содержащий разъяснения абз. 8 п. 4.13 СП 4.13130.2013, направляет в указанное учреждение собственный запрос аналогичного содержания, тем самым затягивая рассмотрение заявления Сытого Ф.В. на два месяца и позволяя как сотрудникам МЧС, допустившим в своей деятельности нарушения закона, так и собственнику земельного участка 47:07:0701003:400 уйти от предусмотренной законом ответственности, а также не предпринимать какие-либо действия, направленные на устранение допущенных нарушений в целях восстановления нарушенных прав Сытого Ф.В.

19 мая 2023 года в адрес Сытого Ф.В. был направлен ответ № ИГ-180-608, данный за подписью Заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшукова, в котором последний указал, что принимая во внимание поступившие в адрес УНДиПР ГУ разъяснения ФГБОУ ВНИИПО МЧС России, было проведено выездное обследование по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, Бугровское сельское поселение, д. Мендсары, ул. Лесная, участок с кадастровым номером 47:07:0701003:300, в результате которого нарушения требований пожарной безопасности в части противопожарных расстояний между жилым домом и хозяйственной постройках на соседних участках подтвердились. Материалы для согласования контрольного (надзорного) мероприятия в отношении правообладателя участка направлены в прокуратуру Ленинградской области.

Кроме того, в обоснование законности ранее данного ответа Яшуков А.С. ссылается на факт отсутствия на момент рассмотрения заявления Сытого Ф.В. исх. № 3/12-22 от 06.12.2022г. официальных разъяснений СП 4.13130.2013, а также руководств по соблюдению требований данного свода правил.

Таким образом, несмотря на то, что какие-либо изменения в действующее законодательство, регламентирующие спорные правоотношения, не вносились, фактическое положение строений не изменилось, выводы, изложенные в ответе исх. № ИГ-180-2096 от 26 декабря 2022 года, противоречат как результатам внеплановой выездной проверки, проведенной ОНДиПР Всеволожского района ГУ МЧС России по Ленинградской области в апреле 2021 года, так и многочисленным заключениям экспертов различных экспертных организаций, выполненных как запросу Сытого Ф.В., так и по запросу Нестеровой Е.П., установивших наличие нарушения минимально допустимых противопожарных расстояний между жилым домом Сытого Ф.В. и хозяйственной постройкой, размещенной на смежном земельном участке.

Также не свидетельствует о законности ответа № ИГ-180-608 от 19 мая 2023 года и ссылка Яшукова А.С. на отсутствие официальных разъяснений СП 4.13130.2013, поскольку ранее – в 2021 году это обстоятельство не помешало должностным лицам ОНДиПР Всеволожского района провести проверку, установить нарушение, выразившееся в несоблюдении противопожарного расстояния между строениями, и выдать Нестеровой Е.П. предписание, вменяя ей обязанность устранения нарушения п. 4.13 СП 4.13130.2013.

В итоге, на протяжении 2 лет у должностных лиц ОНДиПР Всеволожского района и экспертов, специалистов отсутствовали сомнения в необходимости применения к фактическим обстоятельствам норм СП 4.13130.2013, предписывающих обязательность соблюдения противопожарного расстояния в целях недопущения распространения огня в случае с хозяйственной постройки Нестеровой Е.П. на жилой дом Сытого Ф.В. И только у Заместитель начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова, Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшукова свое собственное толкование п. 4.13 СП 4.13130.2013, отличное от мнения иных лиц, обладающих специальными познаниями в области применения норм пожарной безопасности.

Намеренное игнорирование Заместителем начальника Главного управления – начальником управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платоновым и Заместителем начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшуковым ранее допущенных сотрудниками ОНДиПР Всеволожского района нарушений, отсутствие желания обязать собственника, допустившего нарушение требований пожарной безопасности, свидетельствует о необеспечении со стороны указанных должностных лиц права Сытого Ф.В. на объективное и всестороннее рассмотрение обращения, и, соответственно, указывает на незаконность принятого по результатам рассмотрения заявления решения об отсутствии нарушений в расположении хозяйственной постройки.

При этом, несмотря на то, что должностные лица ГУ МЧС России по Ленинградской области имеют в своем распоряжении эффективные механизмы, в результате применения которых могут быть восстановлены права Сытого Ф.В. и членов его семьи на безопасное владение имуществом, какие-либо действия, направленные на устранение нарушения, выразившегося в не соблюдении противопожарных расстояний, совершены не были.

В частности, как Заместитель начальника Главного управления – начальник управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонов, так Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области Яшуков А.С. предполагая отсутствие в действиях Караваева В.Г. нарушений требований пожарной безопасности, и тем самым покрывая незаконные действия сотрудников ОНДиПР Всеволожского района по прекращению контрольно-надзорных мероприятий по исполнению Предписания № № 202/1/1 от 20 апреля 2021 года, ставят интересы сотрудников ГУ МЧС и собственника земельного участка с кадастровым номером 47:07:0701003:400, допустивших в процессе своей деятельности нарушения закона, выше права Сытого В.Ф. на безопасное владение принадлежащем ему имуществом.

Совокупность и последовательность вышеприведенных действий (бездействия) должностных лиц ГУ МЧС по Ленинградской области дают основания полагать, что, возможно, прекращение проведения в 2021 году контрольно-надзорных мероприятий было осуществлено не по инициативе сотрудников ОНДиПР Всеволожского района, а по указанию вышестоящего руководства, которое впоследствии и прикрывает незаконные действия как своих подчиненных, так и собственника земельного участка 47:07:0701003:400. И только наличием личной материальной заинтересованности должностных лиц ГУ МЧС России по Ленинградской области можно объяснить их упорное нежелание провести проверку, привлечь виновного к ответственности и обязать устранить допущенные нарушения.

Указанное бездействие Заместителя начальника Главного управления – начальника управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова и Заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшукова, по нашему мнению, явно противоречит целям и задачам органов МЧС, интересам государства, общества и граждан, объективно способствует уклонению от ответственности и от исполнения служебных обязанностей сотрудников ОНДиПР Всеволожского района, прекративших контрольно-надзорные мероприятие в отсутствие законных оснований, а также собственника земельного участка с кадастровым номером 47:07:0701003:400, которые в этой части своих действий фактически выходят из-под контроля государства.

Немалую роль в этом также и сыграла и прокуратура Ленинградской области, которая 24 мая 2023 года отказала в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении Караваева В.Г. по основаниям, предусмотренным пп.5 ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ от 31.07.2020г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» – проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, противоречащего федеральным законам, нормативным актам Президента РФ, нормативным правовым актам Правительства РФ.

Однако стоит обратить внимание, что 06 января 2023 года произошло возгорание электрического щита, принадлежащего Караваеву А.Г. И несмотря на то, что электрический щит имеет небольшие размеры, процесс горения распространился на рядом расположенный забор. В результате пожара электрический щит полностью выгорел, забор имеет термические повреждения от воздействия огня и высокой температуры, в части поселка отсутствовало электроснабжение. Полагаем, что пожар произошел по вине Караваева А.Г., не исполнившего обязанности по содержанию электрической сети, и при этом, как собственник, не осуществил надлежащий контроль за состоянием электрической сети и не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая обеспечила бы безопасное и надлежащее содержание имущества.

При таком положении, расположение хозяйственной постройки с нарушением противопожарных расстояний при халатном отношении Караваева А.Г. к исполнению обязанности по соблюдению норм пожарной безопасности с достоверностью свидетельствуют о необходимости осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении собственника земельного участка с кадастровым номером 47:07:0701003:400.

Таким образом, Заместитель начальника Главного управления – начальника управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонов и Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшуков, а также сотрудники ОНДиПР Всеволожского района, являющиеся представителями ведомства, ответственного за обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности, не справляются с возложенными на них функциями осуществления надзора. Последствием подобного бездействия является сращивание чиновников и нарушителей закона, поскольку любое заявление Сытого Ф.В. наталкивается на непонимание со стороны уполномоченного осуществлять надзор должностного лица, отсутствие какого-либо желания вникнуть в ситуацию и обеспечить заявителю возможность осуществлять безопасное владение своим имуществом.

Требования справедливого и эффективного восстановления в правах применительно к решениям соответствующих государственных органов предполагают обязательность их фактического исполнения, что невозможно без последовательных и целенаправленных действий как контролирующих органов государственной власти, так и лиц, непосредственно нарушивших права граждан.

Ситуация, когда государственные органы в лице их должностных лиц ненадлежащим образом исполняют свои должностные обязанности, а впоследствии отказываются предпринимать действия, направленные на восстановление нарушенных прав, в правовом обществе, несомненно, недопустима, однако в данном случае это – обычная практика, что наглядно продемонстрировано попытками Сытого Ф.В. как на местном уровне, так и на уровне субъекта решить проблему, связанную с возведением хозяйственной постройки с нарушением норм пожарной безопасности.

При этом, обращаясь в ОНДиПР Всеволожского района, ГУ МЧС России по Ленинградской области, Сытый Ф.В., указывая на факт нарушения норм пожарной безопасности, в целях восстановления своего права на безопасное владение имуществом, недопущения причинения вреда жизни и здоровью просил обязать собственника устранить допущенные нарушения. Однако коррумпированность должностных лиц ОНДиПР Всеволожского района, ГУ МЧС России по Ленинградской области на протяжении практически трех лет не позволяет устранить имеющиеся нарушения норм пожарной безопасности. Заместитель начальника Главного управления – начальник управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонов и Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшуков вместо исполнения своих прямых служебных обязанностей длительное время пытаются скрыть проблему, направляя на все обращения один и тот же ответ, смысл которого сводился к тому, что отсутствуют основания для проведения проверок и принятия каких-либо мер для исправления ситуации.

При таком положении, вынуждены констатировать, что до настоящего времени какие-либо действия, направленные на устранение допущенных Караваевым В.Г. и Нестеровой Е.П. нарушений норм пожарной безопасности не предпринимаются, и Сытый Ф.В., являющийся ветераном Великой отечественной войны, ветераном труда, награжденный многочисленными государственными наградами, а также его супруга вынуждены проживать в условиях постоянной угрозы их жизни и здоровью.

Упорное бездействие должностных лиц ГУ МЧС Ленинградской области, незаконные действия сотрудников ОНДиПР Всеволожского района, в обязанности которых входит именно надзор за исполнением требований пожарной безопасности может быть вызвано личной заинтересованностью. При этом следует учитывать, что разрешение проблемы соблюдения противопожарного расстояния между жилым домом Сытого Ф.В. и хозяйственной постройкой Нестеровой Е.П. и Караваева В.Г. полностью находится в пределах предоставленных МЧС по Ленинградской области полномочий, и важность решения указанной проблемы повышает требования к эффективности надзорной деятельности, которая достигается за счет надлежащего исполнения сотрудниками своих обязанностей.

Принимая во внимание, что выявленные нарушения требований СП 4.13130.2013 непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация жилого дома с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья Сытого Ф.В. и членов его семьи при возможном возникновении пожара, то на основании изложенного

ПРОШУ:

1. Провести проверку действий сотрудников ОНДиПР Всеволожского района ГУ МЧС России по Ленинградской области по осуществлении контрольно-надзорных мероприятий по исполнению Нестеровой Е.П. требований предписания № 202/1/1 от 20 апреля 2021 года и по окончанию контрольных мероприятий в отсутствие реального исполнения указанного Предписания. По результатам проверки установить виновных и привлечь их к предусмотренной законом ответственности.
2. Провести проверку действий Заместителя начальника Главного управления – начальника управления по надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова и Заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшукова по намеренному затягиванию рассмотрения заявления Сытого Ф.В. исх. № 3/12-22 от 06.12.2022г. и жалобы исх. № 16/03С-23 от 16.03.2023г. и не принятию мер, направленных на проведение проверки фактов нарушения Караваевым Александром Геннадьевичем противопожарных требований фактом нахождения на его земельном участке, кадастровый номер 47:07:0701003:400, хозяйственной постройки на расстоянии 6,85 м. от наружных стен жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 на земельном участке 47:07:0701003:89. По результатам проверки привлечь их предусмотренной законом ответственности.
3. Принять всеобъемлющие меры, направленные на проведение проверки фактов нарушения Караваевым Александром Геннадьевичем противопожарных требований фактом нахождения на его земельном участке, кадастровый номер 47:07:0701003:400, хозяйственной постройки на расстоянии 6,85 м. от наружных стен жилого дома с кадастровым номером 47:07:0000000:62914 на земельном участке 47:07:0701003:89.
4. По результатам проверки привлечь Караваева Александра Геннадьевича к административной ответственности как владельца объекта защиты, а также выдать ему предписание об устранении выявленных нарушений противопожарных требований, обеспечивающих соблюдение минимального противопожарного расстояния между постройками не менее 15 метров, а именно перенос хозяйственной постройки на указанное расстояние.

Приложение:

1. Копия выписки из ЕГРН на земельный участок кад. № 47:07:0701003:89
2. Копия выписки из ЕГРН на жилой дом кад. № 47:07:0000000:62914
3. Копия выписки из ЕГРН на земельный участок кад. № 47:07:0701003:400
4. Копия Экспертного заключения № 12, выполненного ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по городу Санкт-Петербургу
5. Копия заявления Сытого Ф.В. в ОНДиПР Всеволожского района ГУ МЧС России по ЛО от 22.03.2021г.
6. Копия ответа ОНДиПР Всеволожского района ГУ МЧС России по ЛО исх. № № ИГ-180-2-8-28 от 23.04.2021г.
7. Копия Акта проверки № 202 от 20.04.2021г.
8. Копия Предписания № № 202/1/1 от 20.04.2021
9. Копия заявления Сытого Ф.В. в ОНДиПР Всеволожского района ГУ МЧС России по ЛО от 29.10.2022г.
10. Копия Заключения эксперта № 12/05-21
11. Копия Заключения специалиста Военной академии материально-технического обеспечения им. Генерала армии А.В. Хрулева от 21.11.2022г.
12. Копия заявления Сытого Ф.В.  исх. № 3/12-22 от 06 декабря 2022 года
13. Копия ответа Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова № ИГ-180-2096 от 26.12.2022г.
14. Копия запроса в ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 16.02.2023
15. Копия ответа ФГБУ ВНИИПО МЧС России № ИГ-И7-532-13-4 от 15.03.2023г.
16. Копия жалобы Сытого Ф.В. исх. № 16/03С-23 от 16 марта 2023 года
17. Копия запроса в ФГБУ ВНИИПО МЧС России исх. № М-180-983 от 07.04.2023г.
18. Копия ответа ФГБУ ВНИИПО МЧС России исх. № М-117-1201 от 10.05.2023г.
19. Копия письма Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области С.Г. Платонова исх. № ИГ-180-462 от 19.04.2023г.
20. Копия ответа Заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области А.С. Яшукова № ИГ-180-608 от 19.05.2023
21. Копия решения Прокуратуры ЛО от 24.05.2023г.
22. Фотографии

Документы

Комметарии

32 комментария на «“Обращение к Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Генерал-лейтенанту Куренкову Александру Вячеславовичу.”»

  1. это разборки двух соседей в которые должны вмешаться местные органы власти

  2. ситуацию обязаны разрешит местные органы власти, если они не справляются с такими простыми задачами, пусть снимают с себя полномочия

  3. даа, масштаб пожаров опять увеличился по сравнению с прошлым годом

  4. помимо привычных пожаров прибавилось работы по факту техногенных пожаров, паводков и происшествий на водных объектах

  5. ситуация исправляется быстро и решительно, если дома строить без учета регламента, то летом мчс и пожарные справляться с работой не будут – однозначно

  6. интересная ситуация обрисовывается: постановление есть, исполнять его никто не торопится и проследить за его исполнением тоже, верно?

  7. он как и Бастрыкин везде должен успеть? так как остальные не работают оттс лова “совсем”

  8. у нас пожары по стране и ДРГ везде шныряют, Министру Куренкову есть чем заняться

  9. Генерал-лейтенант Куренков должен приехать и лично разобраться в ситуации, обязательно под камеры и софиты)

  10. если остальные не в состоянии решить вопрос, какие еще варианты есть?

  11. это же всего лишь хоз.постройка, надо сносить ее, есть распоряжение, какие сроки исполнения?

  12. Пусть у вас получится отстоять справедливость в этом деле, Дозор, удачи!

  13. всегда лучше предупредить катастрофу и быть готовыми, неужели не осознают?

  14. собственникам – низкий поклон, в таком почтенном возрасте быть в состоянии отстаивать свои права -большое счастье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *